© Косых П.А., 2021
УДК 911.5
DOI: 10.24412/2712-8628-2021-4-4-14
СТЕПНЫЕ БРЕНДЫ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО УРАЛА
П.А. Косых
Институт степи УрО РАН, Россия, Оренбург
e-mail: koloss58@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос важности брендирования территории на примере регионов Южного Урала. Ставится задача определить менее традиционные для горнопромышленного региона «степные» символы. На примере некоторых из них показываются туристический, инвестиционный и социальный потенциалы Южного Урала. Все бренды территории условно можно разделить на традиции и промыслы, персоны, природу, сооружения, образы, гастрономию и поселения. Из всего многообразия связанных с Южным Уралом символов нами были выбраны и рассмотрены непосредственно связанные со степью. Таким образом, богатый исторический и современный потенциал Южного Урала, выраженный через «степные» бренды, может послужить толчком к развитию регионов.
Ключевые слова: бренд территории, Южный Урал, степной бренд, Оренбургская область, Челябинская область, Республика Башкортостан.
STEPPE BRANDS OF THE SOUTH URAL REGIONS
P. Kosykh
Institute of steppe, OFRC, Ural branch of the Russian academy of sciences, Russia, Orenburg
e-mail: koloss58@mail.ru
Abstract: The article discusses the topical issue of the importance of branding the territory on the example of the South Ural regions. The task is to identify “steppe” symbols less traditional for the mining region. The tourism, investment, and social potential of the South Urals are discovered on the example of some of them. All brands of the territory can be conditionally divided into traditions and crafts, persons, nature, buildings, images, gastronomy, and settlements. From all the variety of symbols associated with the South Urals, we have selected and considered those that are directly related to the steppe. Thus, the rich historical and modern potential of the South Urals expressed through the “steppe” brands, can serve as an impetus for regional development.
Key words: territory brand, South Ural, steppe brand, Orenburg region, Chelyabinsk region, Republic of Bashkortostan.
Список литературы:
1. Moilanen T., Rainsto S. How to Brand Nations, Cities and Destinations. A Planning Book for Place Branding. NY: Palgrave MacMillan, 2009. 230 p.
2. Чибилёв А.А. О понятии Южный Урал (Южноуральский регион) и его естественных природных рубежах // Известия Оренбургского отделения Русского географического общества. 2007. № 3. С. 44-49.
3. Чибилёв А.А. Урал: природное разнообразие и евро-азиатская граница. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. 160 с.
4. Живое наследие. Национальная карта локальных культурных брендов. [Электронный ресурс]. URL https://livingheritage.ru/index/map (дата обращения 6.09.2021).
5. Кондратьева О.В Бренд региона – вектор развития региональной экономики // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы XII Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Москва, 2020. С. 212-215.
6. Чибилёв А.А., Богданов С.В. Евро-Азиатская граница в географическом и культурно-историческом аспектах // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. № 9. С. 828-838.
7. Чибилёв А.А. Урал – граница Европы и Азии. Материалы экспедиции Оренбургского отделения Русского географического общества и Института степи УрО РАН. Оренбург, 2011. 166 с.
8. Свистунов В.М. История каслинского завода 1745-1900 г. Челябинск: Рифей, 1997. 205 с.
9. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня: В 2 т. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2003. 304 с.
10. Чибилёв А.А. Зелёная книга степного края. 2-е изд., перераб. и доп. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1987. 208 с.
11. Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала. Челябинск: Крокус, 2004. 348 с.
12. Официальный сайт Ильменского заповедника. [Электронный ресурс]. URL: http://igz.ilmeny.ac.ru (дата обращения 10.10.2021).
13. Белогуб Е.В., Баженов А.Г. Ильменские горы – путешествие в минералогический рай. Санкт-Петербург: СпбГУ, 1997. 60 с.
14. Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. М.: Наука, 1983. 199 с.
15. Яблонский Л.Т. Золото сарматских вождей. Элитный некрополь Филипповка-1 (по материалам раскопок 2004-2009 гг.). Каталог коллекции. Кн. 1. М.: ИА РАН, 2013. 230 с.
16. Чибилёв А.А. Заповедник «Оренбургский»: история создания и природное разнообразие. Екатеринбург: Институт степи УрО РАН, Оренбургское отделение Русского географического общества. ООО «УИПЦ», 2014. 139 с.
17. Оренбургский заповедник: значение для сохранения степных экосистем России и перспективы развития. Труды Государственного природного заповедника «Оренбургский». Вып. I. Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2014. 172 с.
18. Чибилёв А.А. Степи Оренбургские. К 25-летию создания заповедника «Оренбургский». Оренбург-Екатеринбург: Институт степи УрО РАН; Оренбургское отделение Русского географического общества, 2014. 152 с.
19. Атлас Оренбургской области / Под науч. ред. чл.-корр. РАН А.А. Чибилёва. М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003. 32 с.
20. География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы / А.А. Чибилёв и др. 2-е изд., Оренбург: Оренбургское литературное агентство, Москва: Изд-во МГУ, 2003. 192 с.
21. Юмагужин Ф.Г. История и современное состояние бурзянской бортевой пчелы. Уфа: Гилем, 2010. 107 с.
22. Государственный заповедник «Шульган-Таш». [Электронный ресурс]. URL: https://shulgan-tash.ru/sohranenie-burzanskoi-bortevoi-pcely (дата обращения 10.10.2021).
23. Коростин Б.А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1971. 148 с.
24. Соль-Илецкий район: краеведческий атлас / А.А. Чибилёв, В.П. Петрищев, А.А. Соколов и др.; вступит. слово Ю.Г. Вдовкина; под общ. ред. А.А. Чибилёва; Оренбургское отделение Русского Географ. Общества, Институт степи УрО РАН. Оренбург, 2008. 34 с.
Для цитирования: Косых П.А. Степные бренды регионов Южного Урала // Вопросы степеведения. 2021. № 4. С. 4-14. DOI: 10.24412/2712-8628-2021-4-4-14